К основному контенту

СКАНДАЛ С РАЗОБЛАЧЕНИЕМ или РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ГРОЗИТ ПОЛНАЯ ОТМЕНА

Андрей Анзимиров 

Ни "Грани", ни "Пётр и Мазепа" этот мой текст не напечатали. Им виднее. Не знаю, злободневен он сегодня по-прежнему или нет. Но размещаю его для всех здесь, в толстой газете под названием "Фейсбук".

***

Украинский режиссер Сергей Лозница, получивший на Каннском кинофестивале награду за вклад в киноискусство, выступил в своей речи против бойкота русской культуры, хотя непонятно, почему кинофестиваль — заведомо неполитический форум — может становиться местом призыва к снятию санкций или заявлений по поводу бойкота.

«Сегодня все мы оказались на линии фронта, — подчеркнул Лозница. — С одной стороны – те, кто требует запретить российский кинематограф, да и вообще полностью "отменить" русскую культуру. С другой – те, кто против тотального бойкота культуры». 

Прямо скажем, говорить о «линии фронта», когда эта линия реально пролегает сегодня через кровь украинцев прямо по украинской территории – это пошлость, граничащая с аморальностью. Вообще вся речь Лозницы — пример из ряда вон выходящeй пошлости. Чего стоит одно только нелепое выражение «отмена русской культуры», как если бы культура была чем-то вроде записи к врачу или деловой встречи. Тут  и демонизация своих оппонентов, позиция которых, якобы, «в некоторых вопросах совпадает с позицией российской ФСБ». Тут и непременная конспирология: «Нам надо понять: что происходит? И кому это нужно?» Тут и прямой донос в виде обвинения украинского руководства в действиях, которые «в корне противоречат европейским принципам культурного плюрализма и свободы выражения». Тут и самовосхваление («осмелился высказать мнение, противоположное мнению большинства»). Тут и демагогическое обвинение руководства Украины в том, что оно ведёт войну «на своем, особенном, фронте – не на том, где решается судьба Европы, современной цивилизации и, возможно, всего человечества, а на том, где государственное строительство подменяется войной культур, где знание собственной истории заменяется мифотворчеством, где свобода слова и свобода самовыражения объявляются вражеской пропагандой».

Что до руководства Украины, то оно аккурат ведёт войну именно на том фронте, где решается судьба Европы, современной цивилизации и, возможно, всего человечества, – на военном. Всё остальное – от лукавого.

Посмотрим, на каком фронте ведёт свою войну Сергей Лозница.

«Язык – одна из важнейших и основополагающих категорий культуры, — говорит Лозница. — В языке и при помощи языка формируется и выражается миропонимание человека. Требование запрета культуры равносильно требованию запрета языка. Требование столь же безнравственное, сколь и безумное».

Кто же с этим спорит? И за чем же дело стало? Несмотря на многолетнюю борьбу интеллигенции Татарстана за сохранение национальной культуры, татарский язык сегодня признан в школах республики факультативным, тогда как русский — обязательным  (https://www.business-gazeta.ru/article/380550). 

Татарские школьники учат в обязательном порядке иностранные языки, а язык своей матери — по письменному заявлению. Ровно то же самое положение в Башкортостане, а ведь ещё совсем недавно башкирский язык был обязательным для изучения в школах с 1 по 9 классы. В Марий-Эл давным давно закрыты национальные школы, за период путинского правления ликвидирована подавляющая часть газет и журналов на марийском языке. Более того, в Марийской республике «отсутствует методика преподавания марийских языков специально в русскоязычных школах, не хватает учебников, нет хорошей учебной программы и учителей данной категории» (https://www.gramota.net/.../issn_1993-5552_2008_2-1_46.pdf). 

О ситуации с языком в Коми или Мордовии и говорить нечего; в обеих республиках она много хуже. Неуважение «инородцев», принижение их культур и языков — давняя традиция в России. Активная русификаторская политика в стране проводилась со времен Ивана Грозного, то есть с 16 века. Ситуация изменялась дважды, в период ленинской коренизации и во время Перестройки. Однако неизменно восстанавливали целенаправленную русификацию деспотии — сталинская и путинская. Почему бы Сергею Лознице не заняться этими вопросами?

Вместо этого режиссёр в духе русского национал-патриотизма заявляет, что на русском языке сегодня в мире говорят 350 миллионов человек (на деле цифра говорящих по-русски — 163,8 миллионов человек). Это заявление выглядит особенно зловещим на фоне изложенных фактов о целенаправленном лишении русскими родного языка всех «инородцев», которым не повезло и они оказались под контролем России.

 «Что же с нами происходит? Что происходит с культурой?» — патетически восклицает Лозница. По мнению режиссёра, ответить на эти вопросы можно только «при помощи конструктивной и глубокой дискуссии на всеевропейской конференции с участием философов, антропологов, историков кино, культурологов, киноведов, режиссёров и сценаристов». 

Затея очередной говорильни непонятно о чём во время тяжкой войны украинцев за выживание, выглядит сомнительно; создаётся впечатление, что Лознице больше нечем занять свой досуг. Перед нами классическое забалтывание ситуации русской агрессии в Украине и вызванного этим общемирового кризиса. 

Пошловатая демагогия

Упомянутые Лозницей философы, антропологи, историки кино, культурологи, киноведы, режиссеры и сценаристы принесли бы бо́льшую пользу, если бы пошли добровольцами в украинскую армию для изучения проблемы на местах. Не исключено, что в результате они без подсказок и наставлений придут к консенсусу на предмет того, остаётся ли по-прежнему сегодня русский слон самым большим в мире, или он начинает на глазах всего цивилизованного мира необратимо сдуваться.

Странно и то, что Лознице приходится обращаться к свидетельству еврейки, спасшейся из Каунасского гетто, для того, чтобы понять, что Гёте, Гейне и Шиллер не имеют отношения к нацистским плачам. Это ясно и без Каунасского гетто, достаточно иметь здравый смысл. Точно так же Тютчев, Достоевский и Толстой не имеют отношению к кремлёвской крошке.

Но любой еврей имеет полное право ненавидеть Гёте, Шиллера и Гейне за Холокост, а любой украинец имеет право ненавидеть Тютчева, Достоевского и Толстого как за Голодомор, так и за его современное продолжение в виде попытки поглощения всей Украины со стороны Кремля. Учитывая развязанную русскими агрессию против Украины, ставящую под сомнение психическое здоровье её вдохновителей, любой украинец ныне вправе смертельно ненавидеть всё русское, включая и русскую культуру. И испытывать на её предмет искреннее и неистребимое чувство омерзения. Такие чувства в сердце любого украинца сегодня вполне оправданы и естественны; странно, если бы их не было. 

И вызвали — пожалуй, надолго — эти чувства в украинских душах никто иной, как сами русские.

Более того, бойкот культуры агрессора всегда сопутствовал любым войнам.

В отличие от большинства имперских культур русская культура по своему типу — культура империалистическая и колонизаторская. Достаточно сказать, что во всей бесспорно великой русской литературе мы не находим никакого сочувствия к инородцам, что финны именуются Пушкиным «убогими чухонцами», что о тунгусах и калмыках великий поэт сообщает лишь то, что и они тоже со временем полюбят его поэзию, что словосочетание «татарские очи» в словаре Даля означает «наглый, бесстыжий плут», что единственный во всей русской литературе роман, в котором поднят вопрос бедственного положения евреев, принадлежит перу украинского писателя В. Нарежного, вынужденного, как и украинцы Гоголь, с Чеховым, писать по-русски, и что В. Короленко не без растерянности признаётся в «Истории моего современника», что в силу своего русского воспитания ему было трудно понять украинское национальное движение.

Украинцы сегодня вправе не только бойкотировать русскую культуру, но и осуществлять её деконструцию, подчёркивая, что величие этой литературы создавалась украинцами (Капнист, Нарежный, Сомов, Гоголь, Кукольник, Гребёнка, Щербина, Погорельский, Данилевский, А.К. Толстой, Чехов, Короленко, Овсянико-Куликовский, Арцыбашев, Немирович-Данченко, Бурлюк, Маяковский, Волошин, Шилейко, Аверченко, Зощенко, Макаренко, Павленко, Ник. Носов), татарами и турками (Карамзин, Державин, Жуковский, Тютчев, Тургенев, Огарёв, Салыков-Щедрин, Куприн, Ахматова, Булгаков, Сейфуллина, Ахмадулина), немцами (Фонвизин, Дельвиг, Греч, Каролина Яниш, Герцен, Эртель, Блок, Пильняк, Цветаева, Вагинов, Губер, Эрдман, Зарудин, Лидин, Берггольц), беларусами (Достоевский, Олеша), румынами (Кантемир, Херасков), поляками (Баратынский, Булгарин, Грин, Ян, Шершеневич, Паустовский, Кедрин), литовцами (Сумароков, Л.Толстой, Балтрушайтис), евреями (Фет, Надсон, Потапенко, Тэффи, Саша Чёрный, Дон Аминадо, Ауслендер, Б. Лившиц, Ходасевич, Чуковский, Эренбург, Пастернак, Сельвинский, Инбер, Мариенгоф, Мандельштам, Бабель, Уткин, Багрицкий, Ильф, Билль-Белоцерковский, Лелевич, Алтаузен, Тынянов, Слонимский, Маршак, Шварц, Шкловский, Либединский, Безыменский, Светлов, Саянов, Каверин, Стругацкие). Не говоря уже об эфиопских предках Пушкина, шотландских предках Лермонова и турецких предках Жуковского.

Любые украинские ведомства сегодня вправе призывать к бойкоту русского кино. Никто им в этом не судия, тем более, когда недавний фестиваль российского кино во Франции проводился под шовинистическим лозунгом «От Львова до Урала».

Лозница поведал, что когда его спрашивают, что должен делать художник во время войны, он всегда отвечает: сохранять здравый смысл и защищать культуру. Он ошибается. Художники всего мира уже не раз давали ответ на этот вопрос – и в Первую, и во Вторую мировую войну, и в последуюшие войны. Исчерпывающий ответ. Художник во время войны должен служить своими талантами своей стране и беспощадно обличать агрессора. Если Украина – страна Лозницы, ему и карты в руки. 

Однако Сергей Лозница аттестуется, как «украинский режиссёр» только в русской Википедии. В украинской и беларуской Википедиях о нём пишут, как о русском режиссёре. По-происхождению Лозница беларус, живёт он не в Украине, а в Германии. Иначе говоря, защита обиженной русской культуры осуществляется режиссёром по методу двойного сальто-мортале — с самых что ни на есть пророссийских позиций. 

Воистину, форменный булгаковский скандал с разоблачением!

Кстати, коль скоро Лозница живёт в Германии – почему бы ему не организовать там кинофестиваль лент о любви немцев к своей стране. Под лозунгом «От Кёнигсберга до Берлина»?

29 мая 2022

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Русскоязычные инакомыслящие политические каналы на Ютубе

Список составил Юрий Рашкин Айдер Муждабаев:  https://www.youtube.com/channel/UCo1D6QXPYxlreDFS8FtAc4Q Александр Балу:  https://www.youtube.com/channel/UCc3wvzU99elwjLO4_HOTmog Александр Невзоров:  https://www.youtube.com/user/NevzorovTV Александр Плющев:  https://www.youtube.com/user/plushev Алексей Петров:  https://www.youtube.com/c/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%A8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%D0%9A%D1%96%D1%82/videos Аркадий Бабченко:  https://www.youtube.com/user/starshinazapasa ARU TV (Артемий Троицкий):  https://www.youtube.com/user/arutv2   Евгения Альбац:  https://www.youtube.com/channel/UCZdyijiiXyMyrwTYMGOVxKA Европа Лайф:  https://www.youtube.com/channel/UCMSKcyT7xZTVOWmurjGvhrQ Екатерина Шульман:  https://www.youtube.com/channel/UCL1rJ0ROIw9V1qFeIN0ZTZQ Newsader / Александр Кушнарь: https://www.youtube.com/channel/UCjQdM9q_Vd2gBN9Xy_zRDJQ Виктор Шендерович:  https://www.youtube.com/channel/UCyYl1mXWoe4z_FcxzMaDHCw В

Главный редактор канала Newsader Александр Кушнарь: Я не хочу чтобы люди погибали за зря.

Главный редактор популярного Ютуб канала, Newsader, Александр Кушнарь, присоединился к Юрию Рашкину в прямом эфире канала Рашкин Репорт и обсудил тему протестов в России, роли молодежи в протестном движении, чего можно ожидать, и на что можно надеятся.  

Генерал Бен Ходжес отвечает на вопросы зрителей канала Rashkin Report: "Мы должны быть готовы к распаду России"

  Видео:  https://www.youtube.com/watch?v=XAdRQezYQOY   Видео в оригинале по-английски:  https://www.youtube.com/watch?v=2XwA0H30skk&feature=youtu.be    Перевод: Игорь Айзенберг -        Всем привет. Вы слушаете Рашкин Репорт , а меня зовут Юрий Рашкин. И я очень рад, что вы сегодня здесь с нами, потому что мы действительно предоставляем очень уникальную возможность услышать очень важный голос тем люд ям , которые, возможно, не смогут услышать его непосредственно где-либо еще. Как эхо, вроде, скажем, коротки х всплесков Т виттера. И так, с нами бывший командующий вооруженными силами США в Европе, а ныне старший советник Human Rights First, некоммерческой непартийной международной организации, базирующейся в Нью-Йорке, Вашингтоне, округ Колумбия, и Лос-Анджелесе, старший консультант НАТО по логистике, который консультирует несколько компаний в Европе, а также автор книги «Война будущего и оборона Европы» г енерал-лейтенант в отставке Бан Ходжес . Д обро пож